Годовые задачи на 2023/2024 учебный год

  1. Активизировать экологические представления воспитанников и формировать культуру поведения в природе через использование в образовательном процессе инновационных форм работы. 

 

  1. Формировать у воспитанников устойчивый    интерес    и положительное отношение к белорусскому языку,  развивать активный словарь, посредством организации театральной деятельности.

 

Семинар: «Путешествие в страну театральной деятельности» на основе технологии модерации с применением активных методов обучения

 

Цель: Повысить компетентность педагогов, как театрализованная  игровая деятельность помогает формированию у воспитанников интереса и положительного отношения белорусскому языку, развитию активного словаря.

Задачи:

Образовательные и развивающие

  • Актуализировать уже имеющиеся знания педагогов.
  • При решении нестандартных заданий стимулировать проявить все присущие им интеллектуальные качества.
  • Развивать умение самостоятельно осуществлять постановку проблемных вопросов и находить пути их решения
  • Развивать художественно-творческие способности педагогов через актёрскую игру.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство локтя в команде, чувство коллективизма, умение договариваться.
  • Создать благоприятную эмоциональную атмосферу через элементарное изложение материала.

Предварительная работа:  педагогам предлагается  посмотреть в литературе такие вопросы:

  1. Значение театрализованной деятельности на развитие речи в детском саду.
  2. Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность по мотивам белорусских произведений, как часто и когда планируете в работу с детьми?
  3. Какие виды кукольных театров Вы знаете?
  4. С какими видами театра знакомят детей в разных возрастных группах?
  5. Как вы думаете, какая развивающая среда по театрализации должна быть оформлена в группе?
  6. Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления?
  7. Проанализировать раздел учебной программы по образовательной области «Искусство» раздел «Выразительное чтение драматизация».
  8. Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами.
  9. Домашнее задание: изготовить и продемонстрировать различные виды театров и атрибуты для театрализованной деятельности.

 

 

 

Ход занятия

  1. Инициация (начало занятия)

Заместитель заведующего (ведущий)  включает музыку, приветствует присутствующих.

Упражнение «Поздороваемся глазами»

Все встают в круг. «Давайте поздороваемся друг с другом. Будем  здороваться не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение».

Упражнение «Осьминоги»

Предлагается взяться за руки и улыбнуться друг другу.

«Посмотрите на свои руки. На какое живое существо они похожи?» - осьминогов.

«Игры осьминогов» (телесно – ориентированное взаимодействие). Упражнение проводится в парах. Игроки выполняют действие, о которых говорит ведущий. «Встретились два осьминога и поздоровались указательными пальцами (щупальцами), посоревновались в перетягивании средними пальцами, погладили безымянные пальцы, поцеловались большими и помахали друг другу мизинцами»

Коллеги, приглашаю в вас в путешествие по организации театральной деятельности с использованием беларускамоуных произведений на необычном транспортном средстве  - модераавтобусе.

АМО «Голосование»

В. Считаете ли вы актуальным вопрос формирования у воспитанников устойчивого интереса к белорусскому языку, развитие активной речи посредством использования театральной деятельности?

ДА – розовая бумажка, НЕТ – зеленая бумажка.

Спасибо за высказанные мнения. Я предполагала, конечно, что ответы будут именно такими.

Сейчас каждый из вас формулирует и  пишет самый актуальный вопрос, связанный с реализацией данной задачи.

На плакате помещаются все собранные у педагогов листики с вопросами и распределятся по темам или направлениям работы.

2.Вхождение или погружение в тему (сообщение целей занятия)

Работа со слайдовой презентацией

В. Показываю картинки различных видов театра. Назовите виды театров. Что помогло ответить на ваш вопрос?

П. Знания, самообразование и т.д.

В. Сегодня мы с вами отправимся в страну театральной деятельности.

  1. Формирование ожиданий, выяснение опасений педагогов  (планирование эффектов семинарского занятия)

В. Коллеги, что вы ждёте от нашего путешествия? Я предлагаю наметить цель нашего путешествия и составить план действий для достижения этих целей, воспользовавшись тремя подсказками-словами: «хочу, могу, надо».

В. В конце мероприятия мы узнаем, получите ли вы от семинара то, что ожидаете.

         Метод «Чемодан наших успехов и достижений».

В. В дорогу каждый из вас взял чемодан (вырезанные по контуру из листа бумаги чемоданчики). Пополняйте свой багаж знаниями и достижениями, записывайте их на своих «чемоданчиках». 

 «хочу» (цель на ближайшее время).

«могу» (что можно сделать для достижения этой цели)

«надо» (определённые условия, чтобы добиться этой цели).

Чемоданы со своими ожиданиями от семинара педагоги закрепляют на стенде «Камера хранения ожиданий пассажиров».

В. В ходе семинара  нам нужно выяснить, что нам помогает и что мешает в реализации задачи  формирования у воспитанников устойчивого интереса к белорусскому языку, развитие активной речи посредством использования театральной деятельности, как должен быть организован этот процесс, аргументы «за» и «против», определение конкретных мероприятий для решения этой проблемы?

П.  (Кругозор, наши знания,  самообразование, учебная программа, билингвизм, низкий речевой уровень воспитанников, нежелание самих педагогов использовать белорусский язык, отсутствие поддержки со стороны родителей, материально-техническая база (недостаточное количество литературы, театров, недостаток времени в распорядке дня и. т.д.)

 

Участники семинара делятся на 3 микрогруппы с помощью цветов.

Упражнение «Объединись по цвету».

Задание: Каждой группе придумать свое название, нарисовать эмблему, объяснить название группы. (Каждая группа представляется)

Упражнение «Автобусная остановка»

Цель: научить обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы распределяются по автобусным остановкам согласно цвета. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом. Модератор ставит задачу группам – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. Если возникают вопросы, можно использовать карточки-помощники. В течение 3 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющими записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 2 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями. «!» - отмечает те записи, с которыми полностью согласны, «?» - отмечает те записи, с которыми не согласны. Оформляет материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. Подводятся итоги.

Для обеспечения продуктивного протекания процессов вербализации, визуализации, презентации и обратной связи целесообразно предложить группе «правила игры». Хорошо, если сама группа дополнит эти правила своими собственными предложениями, в таком случае, группа более ответственно относится к их выполнению.

       Правило 1. Высказывания должны быть краткими . При обсуждениях в группе каждому выступающему можно давать только ограниченное время для выступления. Для отдельного выступления можно установить регламент — 30 секунд. Если кто-то не соблюдает это время, то модератор его обязательно прерывает, указывая на оговоренное время выступлений. Чтобы прерванный не почувствовал обиду, можно предложить ему за дополнительные несколько секунд дать короткие комментарии.

Правило 2. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно

Чтобы с самого начала исключить перебранку и «восточный базар» оговаривается, что выступать можно только с разрешения модератора, показав свое желание поднятием руки. Модератор должен следить за соблюдением равноправия всех и не нарушать очередность желающих выступить.

Правило 3. Главные идеи и предложения должны быть визуализированы

Визуализация главных мыслей выступающих (осуществление записей, которые могут прочитываться на расстоянии и расположены в поле зрения всех участников) — это одна из основных задач модератора. Во время обсуждения, которое может длиться несколько часов, а в случае учебных занятий, может продолжиться и через неделю, никто не в состоянии запомнить все высказанное. Поэтому модератору следует коротко повторить выступление и написать главную мысль, получив на это согласие участвующих (поскольку модератор не является главным специалистом по обсуждаемой проблеме). Таким образом, исключаются недопонимание и неправильные выводы.

Если модератор не успевает обеспечивать визуализацию, он может попросить одного из участников группы ассистировать ему. В ряде случаев работа будет продуктивнее, если запись осуществляют сами участники, это повышает продуманность высказываний и ответственность за них. Текущая визуализация одновременно является основой протокола обсуждения.

         Правило 4. Все обсуждения ведутся письменно. Если обсуждается актуальная тема, и заинтересованные участники вступают в горячие дискуссии, зачастую трудно бывает не отклониться от основной темы и соблюдать порядок обсуждений. В такой ситуации можно попросить, чтобы каждый кратко написал свою идею на карточке. Карточки потом прикрепляются к доске и спокойно обсуждаются. При таком методе не потеряется «красная нить», ни один аргумент не будет упущен, а участники останутся спокойными и не допустят обидных слов в горячей дискуссии.

Также полезно напомнить о данном правиле перед презентациями результатов работы, которые не рекомендуется прерывать. Удобно записывать вопросы или замечания на карточки для последующего обсуждения.

Правило 5.     Применять так называемые «конфликтные знаки» . При любом обсуждении бывают противоречивые мнения. Они часто приводят к длительным и непродуктивным дискуссиям.

       Целесообразно, в целях экономии времени и предупреждения личностных конфликтов, использовать специальные пометки, например знак «молния», для обозначения таких высказываний, с которыми не все участники согласны. Этим также создается атмосфера, в которой все участвующие получают возможность свободного выражения собственного мнения.

Зачитываются все предлагаемые педагогами мероприятия. Из отдельных заключений групп составляется общее заключение.

  1. Работа над темой занятия

- Эпиграфом к нашему занятию я выбрала следующие слова  К. С. Станиславского  «Что такое театр? Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность. Ну, а сейчас приступим к практической работе.

ЗАДАНИЕ №1 «Разминка» (артикуляционная гимнастика)

 

Упражнение «Толстяк»

 - Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз. - На счёт «раз» щёки надуваются. Пальцы обеих рук сжимаются в кулаки. - На счёт «два» щёки одновременно сдуваются (следить, чтобы щёки не втягивались). Возвратиться в исходное положение.

Упражнение «Худышка»

 - Исходное положение. Руки опущены вниз. - На счёт «раз» щёки одновременно втягиваются в ротовую полость. Ладони соединяются на уровне груди, как при хлопке, но без звука, не хлопая. - На счёт «два» возвратиться в исходное положение. Втягивание щёк в ротовую полость между зубами.

 

ЗАДАНИЕ №2 

«Пальчиковый игротренинг»

Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с  педагогами.

Например

"Теремок"

На поляне теремок, (Соединить ладони "домиком".) Дверь закрыта на замок, (Сомкнуть пальцы в "замок".) Из трубы идёт дымок. (Сомкнуть пальцы в "колечки".) Вокруг терема забор, (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.) Чтобы не забрался вор. (Пощёлкать пальцами.) Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, (Кулачком постучать по ладони.) Открывайте, я ваш друг! (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

 

ЗАДАНИЕ №3 «Тренируем мышцы».

 

Упражнения на напряжения мышц

1.копать глубокую яму;

2.поднимать штангу.

Упражнения на напряжения мышц

1. рубить дрова;

2.дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.

 

Упражнение на расслабление мышц

1.стряхнуть воду с вымытых рук.

 

Упражнение на расслабление мышц

2.заснуть на лекции.

Упражнения на развитие воображения:

1.передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать оттуда что- либо воображаемое и обыгрывать это.

 

Упражнения на развитие воображения:

1.передавать друг другу горячий уголёк

 

ЗАДАНИЕ №4  «Развиваем дикцию».

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро. 

 Скороговорщикскороговаривал скороговорные скороговорки, И нам скороговорщикскороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет, Но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщикзаскороговорился, И проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку: "все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь!"

В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали,лавировали,да так и не вылавировали, и потом протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый. Лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент.

 

ЗАДАНИЕ № 5 Ответь правильно:

-В какой образовательной области учебной программы дошкольного образования находится раздел: «Выразительное чтение, драматизация»? (Художественная литература)

- Назовите малы формы фольклора? (загадки, потешки, считалки, прибаутки, скороговорки, присказки, пословицы и поговорки.

- Какие белорусские сказки знаете?

2 младшая группа: “Курачка-рабка», «Былiнка и верабей», «Муха-пяюха», «Каза-манюка», «Коцiк пеунiк  i лiсiца»;

Средняя: «Пшанiчны каласок», «Сынок  з кулачок», «Каток залаты лабок», «Як курачка пеунiка ратавала», «Пчала i муха»,»Мядзведзь», «Пых»;

 Старшая:

«Пра быка i яго сяброу»,  «Не сiлай а розумам», «Легкi хлеб», «Жаронцы», «Кот Максiм», «Гарошак», «Верабей и мыш», «Селянiн мядзведзь i лiсiца»

Распределите их по возрастным группам.

ЗАДАНИЕ № 6 Задание на тембровую окраску

 (прочитать отрывок стихотворения  Ивана Муравейки в соответствии с предлагаемым образом)

Коцік басаногі Па сняжку гуляў, Адмарозіў лапкі I заплакаў: — Мяў...

- пожилой человек

-ребенок

-разозленный начальник

-продавец с востока

- болит зуб

- попала соринка в глаз

-жмут туфли

-пирожок во рту

ЗАДАНИЕ № 7 «Драматизиризуй сказку».

выберите  беларускую народную сказку и обыграйте  ее.

 ЗАДАНИЕ № 8 «ЗАДАНИЕ « Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»

Представьте, что я мама-медведица, а вы медвежата. Медвежата проголода­лись и просят есть. Можно ласково по­просить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказы­вать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попросите  у меня, ноя, сердито требуя, приказывая... Ты сейчас говорил с разными интонация­ми. Как ты думаешь, какая интонация по­нравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

 

  1. Подведение итогов(рефлексия, оценка занятия)

Подведение итогов жюри

В. В конце семинара объявляются результаты работы групп, которые заносились в «Карту путешественника»).

Довольны ли педагоги результатом обсуждения? Устраивают ли их предложенные перспективы реализации задачи?

Рефлексия

Приём оценивания «Чемоданчик настроения» .

В. На протяжении путешествия вы наполняли свой чемоданчик своими успехами и достижениями. Пора зарегистрировать свой багаж. Берем свои  чемоданы,  на которых были записаны ваши ожидания в начале нашей встречи. Если  педагоги довольны результатами семинара, то  помещают свои чемоданчики на выставку «Регистрация багажа». Если педагоги недовольны результатами обсуждения, то чемодан  не изымается из камеры хранения, и его содержимое нужно дополнить полезной информацией по данной теме. Хочется надеяться, что из камеры хранения все чемоданы уйдут на регистрацию.

В. Вот и закончилось наше путешествие. Коллеги, а как вы думаете, на все вопросы вам бы было легко ответить одному, не прибегая ни к чьей помощи? (Ответы)

– Хочется наше путешествие закончить ещё одной пословицей:

«Что одному не под силу, то легко коллективу».

 Приём «Живая шляпа»

Цель: способствовать позитивным отношениям между членами коллектива.

Один из педагогов надевает шляпу поворачивается к соседу справа, тот в свою очередь произносит фразу: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?». Педагог в шляпе должен  сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.

 

 

 

 

свернуть

Консультация для педагогов "Формирование устойчивого интереса и положительного отношения к белорусскому языку у воспитанников в ходе нерегламентированной деятельности"

В настоящее время наличие на территории Республики Беларуси двух государственных языков обусловливает необходимость реализации билингвального образования, которое обеспечивает полноценное развитие личности ребенка средствами двух языков и представленных ими культур. Как отмечает Н. С. Старжинская, в нашей стране дети-билингвы имеют возможность интеграции в две языковые культуры, что способствует их умственному развитию, расширяет и обогащает их мышление и кругозор. Вместе с тем, овладение родным (белорусским) языком способствует формированию у детей национального самосознания. Системы дошкольного образования, является билингвальной как по форме (в стране действуют учреждения дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения), так и по содержанию (в соответствии с учебной программой в образовательный процесс учреждения дошкольного образования включено обучение двум государственным языкам).

В связи с тем, что основным языком коммуникации между детьми является русский язык, решение проблемы обучения детей белорусскому языку невозможно без формирования к нему устойчивого познавательного интереса. Актуальность решения обозначенной проблемы подтверждается требованиями учебной программы дошкольного образования, согласно которым одной из важнейших задач речевого развития детей дошкольного возраста в условиях близкородственного двуязычия является формирование у них устойчивого интереса и положительного отношения к белорусскому языку.

Учитывая то, что белорусский язык для белорусских детей является родным в основном по критерию идентификации, Н.С. Старжинская утверждает, что ее необходимо начинать изучать как можно раньше, с момента посещения ребенком учреждения дошкольного образования, путем введения в национально-культурный фон языка.

Основными формами работы по популяризации белорусского языка с дошкольниками являются, игры-занятия, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная работа, календарные народные праздники и развлечения, выставки детского рисунка, поделок из природного материала, чтение сказок, изготовление книг, театральных уголков, уголков нравственно- патриотического воспитания и мн. др. Развитие разговорной деятельности детей вначале осуществляется на малых формах белорусского фольклора (калыханках, загадках, считалках, пословицах, поговорках, потешках). В процессе ознакомления с белорусским языком идет работа над произношением специфических труднопроизносимых звуках белорусского языка. Играя в театры, дети расширяют, обогащают свой словарный запас, учатся связной речи. Разнообразие форм работы помогает дошкольникам осознать свою принадлежность к белорусской нации, прочувствовать неповторимый колорит нашей культуры, мелодичность звучания родного языка.

Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на

которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Устное народное творчество — загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в дошкольном учреждении, потому что там начинается формироваться мировоззрение гражданина.

Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота своей Родины.

«Кто я? Откуда?» — рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но так получается, что мы сами, взрослые, мало можем вспомнить о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. А много ли мы знаем народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр?

Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Важно, чтобы родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры; владели родным языком и использовали в воспитание детей разнообразный белорусский фольклор.

Основными формами приобщения детей к национальной культуре являются:

—           специально организованная деятельность (игры, занятия по ознакомлению с народным искусством (например: “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай ганчара” и др.);

- нерегламентированные виды детской деятельности (общение, игровая деятельность, познавательная практическая деятельность, художественная деятельность, трудовая деятельность);

Основными методами приобщения детей к национальной культуре являются:

—  создание музейных экспозиций;

—  выставки, организованные в детском саду;

—  встречи с народными умельцами и посещение мастерской художника;

—  праздники и развлечения;

—   рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикладного искусства, ремесленных изделий;

—       прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных

танцев) и др.

Формирование устойчивого познавательного интереса детей дошкольного возраста к белорусскому языку в процессе нерегламентированной деятельности можно начать с создания предметно-развивающей среды. В групповой комнате создается белорусский уголок, который может содержать материал, позволяющий более эффективно приобщить детей дошкольного возраста к родной культуре и через родную культуру к родному (белорусскому) языку. В уголке размещается художественная и публицистическая литература на белорусском языке (сказки, стихи, рассказы белорусских писателей); учебно- наглядные пособия о Беларуси, о Минске; дидактические игры на белорусском языке; альбомы: «Наша семья», «Наш город», «Наша республика», «Обычаи и фольклор белорусского народа», «Национальный костюм»; предметы белорусского декоративно-прикладного искусства белорусского народа; детские рисунки выставки работ родителей и детей: «Моя родина Беларусь», «Минск – столица Беларуси», «Волковыск – любимый город»; белорусские народные игрушки. Разнообразный дидактический, занимательный игровой материал в белорусском уголке можно разместить таким образом, чтобы каждый из детей мог знакомиться с ним самостоятельно, по своему желанию.

Успех работы во многом зависит от организации образовательного процесса, поэтому формирование устойчивого интереса к белорусскому языку осуществляется как на занятиях, так и в процессе нерегламентированной совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей.

Особое внимание в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим развивающим играм, которые проводятся как на занятиях, так и в процессе нерегламентированной деятельности. С особым интересом дети играют в такие игры как: «Родная мова», «Назва вырабу», «Апранем ляльку». Увлекшись содержанием игры, её сюжетом дети с легкостью смогут употреблять новые слова и выражения на белорусском языке.

Для формирования интереса к белорусскому языку используются и сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием играют в игру «Крама» (покупают и продают различные товары, разговаривая между собой на белорусском языке), игру «Археолагi» (ищут части одного предмета из обихода белорусов, который заранее изготавливался для игры, и составляли его целиком). Подобные игры представляют собой условное воспроизведение детьми реальной практической деятельности людей, создаются условия реального общения.

Также для формирования устойчивого интереса и положительного отношения к белорусскому языку воспитанников можно использовать белорусские народные подвижные игры, которые тесно связаны с бытом людей, белорусской природой. Данные игры позволяют закреплять отдельные слова, их произношение, грамматические формы, тексты. В белорусских народных играх воспитанники воспроизводят музыкальность, напевность белорусского языка, овладевают его меткостью и образностью. С большим интересом дети играют в

такие игры как: «Вожык і мышы», «Запляціся, пляцень», «Пярсценак», «У Мазаля», «Рэдзька», «Грушка» и др.

Особый интерес к белорусскому языку дети проявляют в играх- драматизациях по сюжету белорусских народных сказок о животных. В этих играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием сказки. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности на родном (белорусском) языке.

Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия – всё это способствует овладению детьми живой белорусской речью. Играя, дети непосредственно выражают свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. Причем в одних случаях они сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся игрушки, куклы. Необходимо стараться, чтобы в процессе игры дети не только передавали содержание сказки, но и пытались изменить, дополнить его. Каждый ребенок может проявлять своё творчество. Для стимулирования хода игры воспитатель дошкольного образования может принимать в ней участие в качестве обычного игрока, строго сохраняя при этом игровые правила и пользуясь красивыми образными выражениями на белорусском языке.

Таким образом, в ходе нерегламентированных видов детской деятельности, используя разнообразные методы и формы работы с воспитанниками успешно формируется устойчивый интерес и положительное отношение к белорусскому языку воспитанников.

 

Список использованных источников:

  1. Дубинина, Д. Н. Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях близкородственного билингвизма / Д. Н. Дубинина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – – № 4. – с. 669-676.
  2. Дубiнiна, Д. Тэхналогія працэсу мастацка-маўленчага развіцця дашкольнікаў у сітуацыі руска-беларускага двухмоўя [Электронный ресурс] / Д.
  3. Дубiнiна. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/716. – Дата доступа: 27.07.2019.
  4. Старжинская, Н. С. Двуязычный детский сад в ситуации близкородственного билингвизма / Н. С. Старжинская // Многоязычие и ошибки : сб. науч. ст. / Под ред. Е. Протасовой; 2014. – с. 151-160.
  1. Старжинская, Н. С. Концептуальные положения технологии речевого и лингвистического развития детей в условиях близкородственного двуязычия / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина // Язык и актуальные проблемы образования: материалы международной научно-практической конференции 18 янв. 2019 г, Москва / под ред. Е. И. Артамоновой, О. С. Ушаковой. – с.45.
свернуть

Консультации для педагогов "Приобщение воспитанников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность"

Приобщение воспитанников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность

Консультация для воспитателей

дошкольного образования старших групп

 

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Приобщить детей к национальной культуре можно посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества. Театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей к истокам народной культуры.

Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей белорусской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества.

Знакомство ребенка с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Знакомя детей с потешками, стихами, сказками воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой детям дают возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. В качестве дополнительных средств воспитания народная педагогика использует и другие компоненты народной культуры: песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, они раскрывают содержание образования детей, основные нравственные правила и идеалы,

понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Театрализованная деятельность по произведениям белорусских авторов в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа. С её помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.

Через организацию театрально-игровой деятельности решаются следующие задачи:

1.   Приобщение воспитанников к театральной культуре, ознакомление с различными видами театров, народным творчеством и традициями белорусского народа.

2.   Развитие психофизических процессов (восприятие память, внимание, воображение), речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (актер, зритель).

3.   Воспитывается положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре белорусского народа.

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная

деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В   играх-драматизациях ребенок,    исполняя   роль    в    качестве

«артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации

являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие     литературных     и     фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер»,

«режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель»,

«костюмер»);

  • самостоятельная творческая деятельность.

Таким образом, произведения народного творчества в театрально- игровой деятельности – это школа развития национального самосознания детей.

 

Литература:

  1. Дубініна, Дз. М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі: у 2 ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2008.
  2. Ходонович Л.С. «Развитие музыкально-театральной деятельности детей дошкольного возраста»- Минск «Народная асвета»,
свернуть

Семинар-практикум «Инновационные формы работы для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Инновационные формы работы для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Цель: активизация теоретических знаний и практических умений педагогических работников по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры, внедрение в образовательный процесс  инновационных технологий.

Задачи:

Активизировать знания участников мероприятия по  формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры, содействовать практическому освоению навыков квест-технологии.

Материалы и оборудование: клубок ниток,  (прикреплены 7 записок с загадками), парашют, мяч, карточка с подсказкой для задания на «Парашюте», 3 карты-схемы с изображением растений уголка природы в разных возрастных группах и пустых клеток с вопросительными знаками), набор карточек с комнатными растениями, памятки с правилами составления синквейна, маркеры, «Пень», «Скворечник», «Улей», «Паутина», «Кормушка», «Дупло» 2 магнитная доска, мольберт

Ход мероприятия:

Ведущий:

Добрый день, уважаемые коллеги! Недавно в нашем дошкольном учреждении узнали о существовании волшебной книги знаний. Но, к сожалению, она закрыта семью замками. Открыть эти замки можно только с помощью заветных ключей с буквами, из которых состоит название книги. Чтобы добыть эти ключи, понадобиться преодолеть ряд препятствий и справиться с приготовленными заданиями. Готовы ли вы к этому? (готовы)

В этом нам помогут наши знания по педагогике и экологии.

Задание «Клубок»

Ведущий предлагает стать участникам в круг и вручает «волшебный клубок». Передавая его из рук в руки, необходимо высказывать пожелания друг другу. Когда клубок вернётся к ведущему, все окажутся, соединены одной нитью, что подразумевает собой. Что педагогический коллектив - единое целое, и командный дух и смекалка помогут выполнить все задания квеста. В волшебном клубке замотаны записки с загадками, отгадывая которые последовательно, вы узнаете названия мест, куда нужно отправиться.

Ведущий:

Сматывает нить с клубка до первой записки с загадкой:

Жильё для белочки, прекрасная кладовка,

Внутри просторно, тихо и тепло,

Сюда запасы складывают ловко,

 Как хорошо, когда в дереве есть….(дупло)

Задание «На парашюте» (1)

Участники в дупле находят задание:

- Что включает в себя понятие «Экологическое образование детей дошкольного возраста»? (записать варианты ответов)

 Для того, чтобы получить правильную подсказку, нам необходимо на   парашюте покачивать мяч, стараясь загнать его в «Зелёный» сектор.

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя формирование экологических представлений у воспитанников, развитие эмоционально-ценностного отношения воспитанников к природе, формирование мотивов и умений экологически целесообразной деятельности. После выполнения задания педагоги получают букву «Э».

Ведущий: разматывает клубок и спрашивает: Готовы узнать,  где спрятано второе задание?

Разместился дворец на шесте для певца,

И счастливее в мире не сыщешь жильца

 Целый день напролёт  шум и гам без конца

Отгадайте названье «дворца» для певца? …( скворечник)

Находят в скворечнике второе задание:

Задание «Назови технологии» (2)

( Необходимо перечислить и записать на лист бумаги, инновационные технологи, используемые в  учреждениях дошкольного образования для экологического образования дошкольников. За выполненное задание получаем букву «К»

Ведущий: разматывает клубок до следующей записки с заданием:

Жильё гнездо, дупляк,стоян, колода-

 На пасеке стоит он, полный мёда

 Наверное, вы  все уж смекнули

Что домик это есть пчелиный –… (улей)

Задание «Угадай-ка» (3)

Находят листы с программным содержанием игр-занятий по образовательной области «Ребёнок и природа». Участникам необходимо определить, для какой возрастной группы они предназначены.

Лист 1

  1. Программные задачи: формировать представления о воздухе, его свойствах, ( невидим, не имеет формы, вокруг нас), ветре как движении воздуха, развивать умения в процессе экспериментирования функцию носа и органов чувств ( помогает вдыхать и выдыхать воздух); развивать познавательный интерес к явлениям природы, предметное восприятие, его осознанность и целостность, мышление, воображение, воспитывать желание познавать мир неживой природы.
  2. Программные задачи: формировать представления об отличительных признаках объектов живой и неживой природы, умение устанавливать связи и зависимости между объектами живой и неживой природы, развивать умения называть виды комнатных и цветущих растений, деревьев, лесных янгод,перелё1тных и зимующих птиц, животных разных природно-климатических зон; развивать внимание, умение конкретизировать, делать выводы и умозаключения, воспитывать стремление активно участвовать в охране природы, желание любоваться красотой природы.
  3. Программные задачи: формировать представления о строении и развитии бегонии (корень, стебель, лист, цветок) умение рассматривать растение, выделять его части; развивать внимание, наблюдательность, связную речь; воспитывать познавательное отношение  к природе, желание эмоционально откликаться на ее красоту.
  4. Программные задачи: формировать представления о видовых признаках групп животных: птицы. Звери, о животных Красной книги Республики Беларусь, обогащать словарный запас по данноц теме; развивать внимание, память, речь; воспитывать познавательное отношение к природе, ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

За выполненное задание получаем 2 буквы «О».

Ведущий: разматывает клубок до следующей записки с заданием:

На ветке дерева была картина-

Творенье восьминогого  ткача-

И муха пролетая как-то мимо,

в неё в друг угодила сгоряча.

«Ужжасная, ужжасная картина!»-

Жужжала муха- это (паутина)

Задание «Уголок природы» (4)

Группа находит 3 карты-схемы для второй младшей, средней и старшей группы с пустыми клетками и карточки комнатных растений. Необходимо в каждую карточку разложить комнатные растения согласно возраста детей.

За правильные ответы участники получают букву «Л»

Ведущий: разматывает клубок и находит следующее загадку:

На дереве столовая для птиц:

 Для голубей и галок, снегирей, синиц,

В меню столовой много корм:

 Есть семечки, орехи, крошки, сало, зёрна .. .(кормушка)

Задание « Вопрос - ответ». (5) Участникам необходимо в течение минуты ответить на  вопросы:

  • Чтобы вызвать у воспитанников желание что-либо исследовать необходима

 ( проблема)

  • Чтобы проверить предположение, необходимо… (исследование)
  • Выдвижение предположения - … ( гипотеза)
  • Рассуждение о полученных результатах это - … (анализ)
  • Синоним слова «Умозаключение»  -  …. (вывод)

За правильные ответы участники получают букву «Г»

Ведущий: разматывает клубок и говорит, что следующая наша загадка :

В лесу его оставили

Весь век торчать заставили

В ушанке снежной он зимой.

А летом с бритой головой… (пень)

Задание «Синквейн» (6)

В «пне» участники находят памятку по составленю синквейн а по теме «Экология»

  1. Ключевое слово, имя существительное (определяющее тему)
  2. Два прилагательных, описывающих тему.
  3. Три глагола, описывающих действия в рамках темы
  4. Короткая фраза, определяющая сущность темы
  5. Синоним к первому слову, заключение
  6. Ведущий записывает ответы на магнитной доске, проводит контент-анализ ответов.

Например: ЭКОЛОГИЯ, важная, естественная, помогает, сохраняет, исследует, информирует о природных явлениях, наука

После выполнения задания  участники получают букву «И»

Ведущий разматывает клубок и находит последнюю подсказку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать,

Ни войти. …. (радуга)

Задание «Метод экологической идентификации» (7)

Использование на практике «Метода экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », « Я - засохшее комнатное растение».

После выполнения задания  участники получают последнюю  букву «Я»

Ведущий. Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Вы открыли все замки на волшебной книге знаний, а значит,  получили право открыть её. Эта книга - «ЭКОЛОГИЯ» а в ней материалы по методике формирования у детей дошкольного возраста основ экологической культуры в разных возрастных группах.

 

 

свернуть

Консультация для педагогов "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"

Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения.

Реализация учебной программы дошкольного образования предполагают  использовать деятельный подход к организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, организованная образовательная деятельность, практическая деятельность) необходимо применять и инновационные формы и методы. Примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.

  1. «Экологические игры»

Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Содержанию сюжетно-ролевых игр  придается экологический характер: «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», « Путешествие по горам», « К бабушке на грядку» и т.д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я – цветок василёк», «Я - осенний дождь», «Я – маленький кузнечик», «Я - фермер» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. Предоставляют детям возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

  1. «Письмо-жалоба»

Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому, или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.

  1. «Кейс – технология».

Метод «Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс - технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).

Примеры объявлений:

- Я болотная ягода, оранжевого цвета. Состою из множества сочных шариков.

- Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму.

- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: «Комар – это хорошо или плохо?»,

«Болото - это хорошо или плохо», «Деревья без листьев зимой – это хорошо или плохо?» и так далее.

Деловая игра «Охотники» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Я предлагаю одному ребёнку разложить в определенной последовательности животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

Деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?

Деловая игра «Береги природу». На столе или доске располагаются картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Убираем одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

  1. Игровые обучающие ситуации (ИОС)

Игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Жар-птица беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Человек Рассеянный знакомится с комнатными растениями», «Чипполино проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места - леса, зоопарк, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.

  1. «Диалог с природой»

Использование приёма диалога с природой - нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах - "секретные" (дети "один на один" общаются с природой) или "открытые" (устные обращения). «Спросим у реки, какая рыба в ней живёт», «Спроси у бабочки, на какие растения она сегодня опускалась».

  1. «Метод экологической идентификации»

«Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », « Я - засохшее комнатное растение».

  1. «Метод моделирования».

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т. е. экспериментирования. Используя предметы - заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти.

Другой вид моделирования – графическое, которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, фенологические календари (сезонные)  природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т. д. В разных возрастных группах мы заполняем календарь наблюдения за птицами, календарь роста и развития лука, всходов семян растений.

Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.

  1. «Мнемотехника»

Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян и т. д. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить мнемотаблица: «Путешествие капельки», «Почему пришла весна», «Кому необходима вода», «Кому нужен лес» и т.д.

  1. «Проектно - исследовательская деятельность»

Проектно - исследовательская деятельность является также частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Большой интерес вызывают у детей проект - «Приключения капельки» о свойствах воды, в ходе реализации которого, мы познакомились со свойствами воды с помощью простых экспериментов. Реализуя проект «Огород на подоконнике», чтобы подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, проращивали семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Чтобы подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное и наблюдали за их ростом. Один из проектов, успешно реализованных в моей группе, является проект «Лесное царство» по ознакомлению с хвойными растениями Татарстана.

  1. «Экологические акции»

Активное участие детей, совместно с родителями, в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города: «Посади дерево - сохрани лес», «Сохраним ели», «Сбережем лес от пожаров», «Кормушки для птиц», «Чистая территория - чистый дом», «Сдай макулатуру-сохрани дерево», «Эко-сумка для семьи»

  1. «Экологические тропинки»

Создание экологических тропинок на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент, Работа дошкольников на экологической тропе организуется по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно-исследовательское, практическое природоохранное, просветительско-пропагандистское.

  1. «Экологический ай - стоппер»

«Экологический ай - стоппер» ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Этой особенностью мы воспользовались для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, интерес к которым мы хотим в ребенке пробудить.

Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, которые дети 5-7 лет уже вполне могут прочитать. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, растений, людей. Такой приём успешно применяется в Центрах и уголках самостоятельной активности детей для побуждения их к самостоятельной исследовательской деятельности, а также на экологической тропе (здесь ай -стопперы могут одновременно служить указателями). Это могут быть как различные виды плакатов, информационных листков: «Ядовитые растения и грибы», «Опасные насекомые», «Береги родную природу - не оставляй после себя мусор!» и т.д.

  1. «Экологический сторисек»

Экологический сторисек «мешок историй»– это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое.

Формат «экологического сторисека» предполагает выбор какой-либо детской экологической художественной книги для чтения вслух и подготовку комплекта методических материалов к этой книге, что, несомненно, поможет сделать чтение более интересным, а процесс усвоения экологических знаний - увлекательным. Задачи сторисека: чтение хорошей детской литературы экологической направленности, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного восприятия окружающего мира, навыков обсуждения, стимулирование интереса к природе и природоохранной деятельности.

  1. «Эко-сумка»

В качестве «мешка историй» хорошо подойдет эко-сумка, сшитая своими руками. Эко-сумка - это сумка из ткани, самой простой конструкции, призванная заменить полиэтиленовые пакеты. По сравнению с полиэтиленовыми пакетами, у эко-сумок есть масса преимуществ: они многоразовые, они не вредят окружающей среде и, конечно же, они выглядят гораздо красивее и креативнее. Познакомив детей с эко-сумкой, мы рассказываем о том, как сделать еще один шаг в сторону спасения природы. Эко-сумку мы рекомендовали сшить мамам по эскизам детей. Учитывались все пожелания: материал, цвет, величина. Некоторые дети наносили на эко-сумку рисунок с помощью специальных красок для ткани и фломастеров. В этих сумочках дети приносили в детский сад игрушки и корм для птиц.

  1. «Экологический микрофон».

В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а так же развивает критическое мышление дошкольников.

  1. «Живая книга»

Это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представление:

  • о профессиях,
  • социальных группах связанных с экологией;
  • о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле и др.

«Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели, поэты и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды.

  1. «Информационные технологии»

Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.). Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

  1. Квест– это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Двигательная
  • Изобразительная
  • Музыкальная
  • Восприятие художественной литературы и фольклора

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

  1. «Творческие объединения»

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, имеют большие возможности, для развития нравственной позиции по отношению к родному краю. Поэтому, инновационным является создание творческого объединения по познавательно исследовательской деятельности «Познавай-ка», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.

  1. «Активные формы работы с семьёй»

Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Например, такие мероприятия как: «Поговорим о воде», «Я дерево сегодня посадил - я целый мир сегодня сотворил», «В гости к нам пришла улитка», «Экологический микрофон». А также даются задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше).

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.

 

свернуть