Советы руководителя физического воспитания

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и закрепление правильной осанки.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и закрепление правильной осанки.

 

   В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с плоской подошвой способствуют плоскостопию. Предупреждать плоскостопие надо с раннего детства. Для этого 2-3 раза в день предлагайте детям специальные упражнения для стоп. Очень полезна ходьба по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев, лазанье босиком по шведской стенке. Помните, что плоскостопие ведет к нарушению осанки, к снижению двигательной активности, отрицательно оказывается на деятельности внутренних органов.

 

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

   И.п. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

 1 Здравствуйте – до свидания. Совершенствовать движения стопами от себя/ на себя.

 2 Поклонились. Согнуть и разогнуть пальцы ног.

 3 Большой палец поссорился со своими братьями. Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

 4 Пальчики поссорились, помирились. Развести носки ног в стороны, свести вместе.

 5 Пяточки поссорились, помирились. Развести пятки в стороны, свести вместе. И.п. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

 6 Ежик. Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

 7.Подними платки. Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать,  чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

 8.Растяни ленточку. Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3-4 раза).

 9.Нарисуй фигуру. Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, К, Г, Л, П). И.п. стоя.

10.Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

11.Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

12.Мишка косолапый. Ходьба на внешней стороне стопы.

13.Ходьба по различным поверхностям, бревнам и т.п.

 

 

Комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки.

 

  И.п. Стоя у стены

1.Принять правильную осанку у стены. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильное положение осанки с напряжением.

2.Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.

3.Принять правильную «осанку у стены». Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса и туловища. Вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.

  1. Принять правильную осанку у стены. Приподняться на носки, удерживая в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и.п.

И.п. лежа на спине в правильном положении: голова, туловище, ноги располагаются по прямой линии, проходящей через вертикальную осевую линию тела, руки прижаты к туловищу.

1.Приподнять голову и плечи, взглядом проверить правильное положение тела, вернуться в и.п.

2.Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице то  же напряжение, что и в положении лежа.

И.п. стоя. Упражнение в сочетании с ходьбой.

1.Принять правильную осанку в и.п. стоя. Ходьба с изменением направления, остановками, поворотами, различным положением рук и сохранением правильной осанки – 1-2 мин.

2.Ходьба с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки

3.Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия ( веревку, гимнастическую скамейку).

 

Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия, формирования сводов стоп.

Комплекс с мячом.

И.п. – сидя на полу, ноги согнуты, руки сзади в упоре на полу. Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

И.п. – то же. Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

И.п. – то же. Круговыми движениями стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо-влево.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками. 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.

И.п. – сидя на полу, руки сзади в упоре. Захватить мяч стопами и выполнить бросок вперед.

И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны. Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

свернуть

В последнее время сохранение здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Укрепление здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько педагогическая проблема.

 

   Дошкольное образование призвано обеспечить не только подготовку ребенка к обучению в школе, но и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья, гармоничного физического и целостного развития личности каждого ребенка. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. В связи с этим особая роль в дошкольном образовании отводится правильно организованному физическому воспитанию.

   В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных фитнес-технологии. Они включают в себя адаптированные для  детского организма системы тренировок с применением новейшего инвентаря и оборудования.

   Детский фитнес – это спортивные занятия, которые включают в себя гимнастику, хореографию, аэробику.

   Содержание занятий по фитнесу определяется комплексом задач оздоровительного, образовательного и воспитательного направления.

   Задачи:

    -совершенствование функций и систем организма ребенка (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной); укрепление суставно-связачного аппарата; повышение общего и эмоционального тонуса организма;

    -формирование двигательных умений и навыков; воспитание психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

   -формирование творческих способностей детей, эстетического отношения к физическим упражнениям; воспитание волевых и нравственных качеств.

 

     На занятиях по фитнесу дети очень любят заниматься на фитболах и степах (используется и другое оборудование).

     Фитбол – один из самых молодых видов физкультурно-спортивной деятельности взрослых и детей, быстро завоевавший популярность во всем мире. Своеобразие его определяется органически соединением спорта и искусства, единством движения и музыки. Это увлекательный вид физической активности, синтезировавший все лучшее в теории и практике оздоровительной и спортивной аэробики.

     «Фитболы» - мячи большого размера, появились сравнительно недавно, хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечения. «Фитбол» в переводе с английского означает « мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста детей.

    Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45 см., для детей от 6-10 лет – 55см.; для детей ростом от150-165 см. нужен мяч диаметром 65 см.; для детей и взрослых, имеющих рост 170-190 см., мяч диаметром 75 см.

    Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы. Посадка считается правильной, если угол между туловищем и бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90%, голова приподнята и ее центральная линия совпадает с осью туловища, спина выпрямлена, руки лежат на фитболе и фиксирует его ладонями сбоку или сзади, ноги на ширине плеч, ступни параллельны друг другу. Неправильно, криво сидеть на фитболе невозможно, так как нарушается равновесие и теряется баланс.

    Только поддерживание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Недаром в скандинавских странах, известных своей изобретательностью в мебельном дизайне, некоторые деловые учреждения и школы целиком оборудованы фитболами вместо обычной мебели.

    Занятия фитнесом доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, изготовили для детей индивидуальные снаряды – степы.

    Степ – это ступенька высотой не более 8 см, шириной – 25 см, длиной – 40 см.

    Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве. Но психологическая привлекательность степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через два-три занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И доска становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.

    Занятия       степ-аэробикой    и   фитбол-гимнастикой  сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которые создают у детей хорошее настроение.

свернуть

Возрастные  особенности  физическо-психического развития    детей   4-5    лет.

 

  1. В этом  возрасте,    как   ни   в  каком    другом,  дети  с удовольствием слушают волшебные сказки.
  2. Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью.
  3. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю  о  том,  что   кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование.
  4. В возрасте  4-5 лет  замедляется  рост  ребенка  и составляет в среднем 5 см. в год.
  5. В   возрасте    4-5 лет    костная    система    находится    в      процессе формирования, связки эластичны. Именно поэтому нужно оберегать ребенка от чрезмерных физических нагрузок, ведущих к деформации (в первую очередь позвоночника).
  6. Также  можно    поручать    детям     несложную   домашнюю   работу, требующую     небольшого   физического  напряжения       (  например пылесосить ковер или помыть пол).   Пусть у него все получается хуже, чем у вас, зато он приобретает трудовые навыки, а заодно развивается физически.
  7. Формирование легочной системы  в    4-5 лет продолжается и обычно заканчивается к 6-7 годам.    Дыхание становится более глубоким.  При физических нагрузках (беге, подвижных играх, катание на велосипеде и т.п.) вентиляция легких усиливается.    Это   способствует  тренировке  и развитию органов дыхания, вследствие чего у ребенка реже возникают простудные заболевания.
  8. Артериальное давление у детей 4-5 лет составляет примерно 95 на 59 мм рт.ст.( у взрослых норма 120 на 80). Частота сердечных сокращений колеблется от 90 до 100 ударов в минуту. К 5 годам увеличивается вес сердца, соответственно увеличивается и работоспособность сердечной мышцы.
  9. Следует обратить внимание на то, что в   возрасте   4-5 лет   недостатки воспитания     начинают     постепенно   укореняться   и   переходить    в устойчивые негативные черты характера.
  10. У   детей формируется   потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит и к повышенной обидчивости на замечания.
  11. Взаимоотношения     со     сверстниками       характеризуются избирательностью, появляются постоянные   партнеры по играм.     В группах начинаются выделятся лидеры.
  12. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого,   но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста.
  13. Скелет ребенка отличается гибкостью,  так   как   процесс   окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4-5 лет нельзя на физкультурных  занятиях давать силовые упражнения,   необходимо постоянно следить за правильностью их позы.  Длительное  сохранение одной позы может  вызвать  перенапряжение  мускулатуры  и в конечном итого нарушение осанки.
  14. Первые  пять  лет  жизни  –  «золотая  пора»   развития    сенсорных способностей  детей.    Хрусталик    глаза    дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным   столом,    при   работе   с карандашом, различными  мелкими  предметами   ребенок   напрягает зрение, сильно наклоняется.  Мышцы   глаза   при     этом    для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление    также   меняется,   глазное   яблоко   увеличивается.     Часто повторяясь,  эти     изменения   могут  закрепиться.         Следовательно, необходимо    вырабатывать    у     детей    правильную   рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней  как  на занятиях,   так и в их самостоятельной деятельности.
  15. Увеличивается        устойчивость      внимания.     Ребенку    оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть