Уважаемые родители, на территории Брестской области организована профилактическая акция «Декада кибербезопасности», с целью повышения информационной грамотности населения.
Уважаемые родители, на территории Брестской области организована профилактическая акция «Декада кибербезопасности», с целью повышения информационной грамотности населения.
На основании письма Министерства образования Республики Беларусь от 03.10.2024 «О профилактике преступлений, совершаемых с использованием социальных сетей» государственное учреждение образования «Брестский областной институт развития образования» обращает внимание, что расширение возможностей использования информационных технологий в качестве средства коммуникации существенно повышает риски совершения преступлений с участием и в отношении несовершеннолетних.
В Республике Беларусь продолжается рост зарегистрированных преступлений, совершаемых в киберпространстве. Если в период с 2009 по 2018 год их доля в структуре преступности составляла около 2-3 % (в пределах 2,0-2,5 тысяч преступлений в год), то в 2023 году – уже 2-3 % (18 321). При этом подростки, не обладая должной осмотрительностью, становятся одной из наиболее уязвимых групп пострадавших от интернет-мошенников. Также с помощью социальных сетей, включая мессенджеры, они вовлекаются в совершение преступлений.
Развитие информационных технологий является одним из условий высокого уровня числа зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних.
Рассчитывая на анонимность в интернете, преступники, пользуясь детской доверчивостью и недостаточными знаниями о безопасном поведении в сети, подыскивают жертв преступлений, маскируясь под несовершеннолетних или знакомых.
Анализ криминологических характеристик совершенных в текущем году преступлений указывает на распространенность при их совершении таких социальных сетей и мессенджеров как ВКонтакте – 57 %, Telegram – 30 %, Viber – 7 %, и Instagram – 3 %.
Кроме того, с помощью социальных сетей (мессенджеров) среди несовершеннолетних распространяется информация деструктивного характера: пропаганда экстремизма, насилия, наркомании, нетрадиционных сексуальных отношений и иной контент, имеющий возрастные ограничения. Правоохранительные органы выделяют попытки склонить несовершеннолетних к совершению противоправных действий в сфере незаконного наркооборота. В силу отсутствия жизненного опыта и недостаточного уровня критического мышления несовершеннолетние подвержены негативному влиянию такой информации и представленным в сети фейкам.
Обращаем внимание, что создаваемые в учреждениях образования чаты с участием несовершеннолетних являются объектом интереса злоумышленников для реализации своих преступных намерений.
При этом не придается должного значения фактору возрастного соответствия используемым информационными ресурсами, в то время как администраторы онлайн-платформ, заинтересованные в расширении пользовательской аудитории, предусматривают ограничения для регистрации аккаунта несовершеннолетними.
С учетом вышеизложенного полагаем целесообразным обратить внимание педагогического состава учреждений образования на необходимость прививания несовершеннолетним учащимся навыков ответственного использования информационного пространства.
В целях профилактики деструктивного воздействия социальных сетей и мессенджеров на несовершеннолетних просим принять дополнительные меры по минимизации использования онлайн-платформ в образовательном процессе, а также организовать широкую разъяснительную работу среди законных представителей несовершеннолетних.
Все чаще мошенники для получения доступа к персональным данным, реквизитам банковских платежных карточек, паролям и другой конфиденциальной информации используют методы «социальной инженерии»: не взламывают устройства, а выманивают нужную информацию, используя Ваши эмоции.
Например, злоумышленник связывается с держателем карточки посредством телефонного звонка или со взломанного аккаунта друга, родственника или знакомого в социальных сетях. В ходе звонка или переписки мошенник:
Сценарии могут быть разными, а итог один: держатель карточки самостоятельно предоставляет все секретные данные, коды из смс-сообщений банка, логин и пароли.
Помните! Такие случаи не относятся к принципу «нулевой ответственности» держателя карточки, так как конфиденциальные данные злоумышленнику сообщил он сам.
Обращаем Ваше внимание, что телефонный номер мошенника может быть похож на телефонный номер Банка и отличаться одной или несколькими цифрами.
Иногда, действительно, требуется получение комментариев от держателя карточки по факту совершения операции, которая является сомнительной для Банка. В таком случае Банк направляет на телефонный номер клиента SMS-сообщение с просьбой перезвонить в Центр клиентской поддержки Банка.
Обезопасить себя от данного типа мошенничества можно, соблюдая простые меры безопасности и проявляя разумную бдительность. Если ваш собеседник представился сотрудником банка и пытается получить персональные данные, рекомендуем незамедлительно завершить диалог и самостоятельно обратиться в Банк по номеру, указанному на Вашей банковской карте.
Не будьте излишне доверчивыми, не совершайте действий, которые способствуют передаче конфиденциальных данных третьим лицам!
Вот несколько простых советов, соблюдение которых, позволит не стать жертвой злоумышленников:
Рассмотрим самые распространенные схемы мошенничества сейчас:
«Звонок из Банка»
Вам звонит незнакомец. Номер входящего звонка очень похож на номер банка, а звонящий представляется работником контакт-центра или службы безопасности банка.
Для реализации мошеннической схемы также используются мессенджеры, прежде всего Viber. Входящий звонок максимально закамуфлирован под звонок сотрудника банка: на аватарке может использоваться логотип банка (полностью или частично), а отображаемый телефонный номер звонящего может быть очень похож на телефон службы поддержки банка.
У мошенников есть возможность звонить с номеров, похожих на официальные номера банка. Злоумышленники меняют цифры в номере, которые вы можете не заметить.
У вас просят конфиденциальные данные
Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию по Вашей карте» или «поступил запрос на онлайн-оформление кредита на Ваше имя».
Он просит у вас логин и пароль от Интернет-банкинга, код из SMS от Банка (в большинстве случаев сопровождаемый фразой «Никому не сообщайте!»), реквизиты карты (полный номер карты и срок ее действия, CVV- или CVС-код). Это нужно якобы «для сохранности ваших денег».
Как мошенник пытается вас убедить
Важно! Никому не сообщайте свои личные данные, данные карт, защитные коды, коды из SMS! Если с картой, действительно, происходят мошеннические операции, Банк сам может ее заблокировать!
Мошенник представляется потенциальным покупателем товара, объявление о продаже которого было размещено вами в сети интернет. По каким-то причинам «покупатель» не может сегодня привезти деньги, но хочет прислать вам залог из другого города по системе дистанционного банковского обслуживания.
Ссылка
Для проверки поступления перевода мошенник направляет вам ссылку на фишинговый сайт, который очень близок по дизайну на используемый вами интернет-банк или страницу для ввода реквизитов карточки для получения уже отправленного перевода денежных средств. После введения вами в поля фишингового сайта пароля и логина или реквизитов вашей карточки, данные становятся доступны мошеннику.
QR-код
Вместо ссылки мошенник может направить вам QR-код, который также хранит в себе ссылку на фишинговый сайт. После введения вами в поля фишингового сайта пароля и логина или реквизитов вашей карточки, данные становятся доступны мошеннику.
Важно! Не переходите по подозрительным ссылкам. Для веб-версии Интернет-банкинга используйте только официальный сайт Банка, а для мобильной версии – только мобильное приложение, загруженное из официальных магазинов. Внимательно изучите сайт, на котором вводите личные данные. Обязательно проверьте наличие такого сайта в интернете.
Запомните! Для получения перевода денежных средств нет необходимости вводить срок действия карты и CVV-код.
Мошенник незаконным путем получает доступ к страничке в социальной сети и отправляет сообщения с просьбой финансовой помощи от имени ее владельца друзьям.
Просьба может быть самая разная: от «Скинь мне денег на карту, по дружбе» до нехватки денег на большую покупку. В редких случаях мошенник даже просит произвести оплату самостоятельно, обещая возместить затраты при личной встрече.
Важно! При получении сомнительного сообщения или малейшей неуверенности в том, что вы действительно общаетесь с владельцем странички, позвоните ему.