Советы по безопасности дошкольников

 

Обезопасим себя в сумерках.

 Не секрет, что с увеличением продолжительности темного времени суток в осенне-зимний период значительно усложняется движение транспорта. Резко увеличивается количество наездов на пешеходов. В темное время суток происходит в среднем до 50 % общего числа дорожно-транспортных происшествий. Поэтому сотрудники ГАИ активно проводят разъяснительную работу с участниками дорожного движения. В частности, обращают внимание пешеходов на обязательное использование светоотражающих элементов, цель которых – повысить уровень видимости и заметности участников дорожного движения за счет увеличения расстояния до момента их обнаружения. Наличие светоотражающих элементов на одежде помогает уберечь  от дорожно-транспортных происшествий.

Как же работает световозвращающий  материал? Он возвращает световой поток к его источнику при помощи микропризм, из которых состоит, и делает человека видимым для водителя в свете автомобильных фар или другого источника света на расстоянии до 400 метров.

Сегодня на рынке Беларуси представлено большое разнообразие  световозвращающей продукции – нарукавные повязки, пояса, накидки, брелки, браслеты, фликеры и т.п.

ФЛИКЕР (от англ.  – мерцание, мигание, сверкание) состоит из специального световозвращающего материала, нанесенного на текстильную и пластиковую поверхность. Однако, следует отметить, что фигурные изделия (фликеры) из-за своего небольшого размера имеют маленькую световозвращающую поверхность и не могут в полной мере обеспечить безопасность пешехода в темное время суток. Их рекомендуется использовать лишь как дополнение к повязкам нарукавным.

ПОВЯЗКИ НАРУКАВНЫЕ предназначены для ношения на руке пешехода в темное время суток. Причем их следует носить на двух руках, чтобы пешеход был виден со всех сторон. Благодаря простой и надежной системе закрепления, повязка не упадет даже, если пользователь движется с превышением своей обычной скорости. Повязку не сорвет порыв ветра, и в этом ее абсолютное превосходство.

Как правильно носить световозвращающие элементы?

Добиться максимального эффекта можно, если прикреплять их так, чтобы они были видны со всех сторон, советуют в ГАИ.

Светоотражающие элементы должны располагаться:

 - подвески (их должно быть несколько) лучше крепить за ремень, пояс, пуговицу, чтобы световозвращатели свисали  на уровне бедра;

 - нарукавные повязки и браслеты – так, чтобы они не были закрыты при движении и способствовали зрительному восприятию;

 - значки могут располагаться на одежде в любом месте;

 - светоотражающую ленту можно завязать на рукаве или штанине;

 - сумку, портфель или рюкзак лучше нести в правой руке, а не за спиной;

 - эффективнее всего носить одежду с уже вшитыми световозвращающими элементами;

 - наиболее надежный вариант для родителей – нанести на одежду детей световозвращающие термоаппликации или наклейки.

Лучше всего использовать  одновременно два или больше световозвращателей. При этом необходимо знать, что световозвращающие элементы только двух цветов, белого и лимонного, проходят сертификацию и соответствуют  всем требованиям. Красные, синие, зеленые – малоэффективны.

Обозначенные световозвращающими элементами пешеход и велосипедист, гужевая повозка, сельскохозяйственная техника, водитель, устраняющий неисправность автомобиля в световозвращающем жилете, дорожный рабочий, выполняющий работы на дороге в спецодежде повышенной видимости – заметны издалека.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, обозначая себя световозвращающими элементами, мы вносим свой вклад в обеспечение безопасности на дорогах.

 

ПРОФИЛАКТИКА 

ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО 

ТРАВМАТИЗМА.

 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

 Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

 Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.

 Общие представления:

  1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;
  2. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

  1. переходить улицу только на зеленый свет светофора,
  2. не играть на дороге или около проезжей части,
  3. переходить улицу только по пешеходному переходу,
  4. при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,
  5. знать устройство проезжей части,
  6. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,
  7. знать правила поведения в транспорте, 
  8. знать и соблюдать правила поведения во дворе.

Несколько советов родителям.

По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь  в специальном кресле!РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

Консультация для воспитателей.

«Безопасность детей – забота взрослых»

 

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

          Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

          При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Формы организации образовательного процесса:

  • занятия;
  • заучивание стихотворений;
  • сбор фотоматериалов;
  •  игры – занятия;
  • заучивание правил безопасного поведения;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры ;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • театрализованные представления;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • игры - тренинги;
  • просмотр мультфильмов;
  • трудовая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • отгадывание загадок;
  • развлечения;
  • досуги;
  • обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
  • встреча с интересными людьми;
  • участие в различных конкурсах;
  • личный пример взрослых.

   Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделяет организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

        Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения.

Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

В – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

    Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

  1. Центр безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

  1. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

  1. Библиотека,в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

          Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в УДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

          Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

          В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.