«Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».
Ушинский
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Вы мечтаете, чтобы Ваш ребенок был здоровым, способным, умным и грамотным!
Предлагаем Вам достигать желаемого вместе с логопедом. Для этого необходимо всегда соблюдать простые правила, а именно:
- Заниматься нужно ежедневно по 10 – 15 минут.
- Даже за маленькие успехи ребёнка всегда следует поощрять.
- В повседневной непроизвольной деятельности не забывать о поставленной цели и обращать внимание ребёнка, как на собственную речь, так и на речь окружающих людей.
- Чистоговорки, пословицы, загадки, стихи, сказки, рассказы и пересказы помогают развить связную, чистую речь.
- Обращайте внимание на собственную речь: говорите неторопливо, размеренно и чётко.
Помните: Ваша речь – пример для ребенка.
- Не допускайте передразнивания и высмеивания речи ребенка.
Помните, большие победы складываются из маленьких побед!
ВОЗМОЖНО, ВАШЕМУ РЕБЁНКУ НУЖЕН ЛОГОПЕД ИЛИ ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ?
Обратите внимание на речь Вашего ребёнка. Вас что-то беспокоит? Посоветуйтесь со специалистом. Он развеет ваши сомнения, если нужно - подскажет наиболее подходящий Вашему ребёнку путь решения проблемы. Не откладывайте посещение логопеда в долгий ящик, иначе благоприятное время может быть безвозвратно упущено.
НЕ ЗА ГОРАМИ ПОСТУПЛЕНИЕ В 1 КЛАСС?
Для успешного обучения ребёнка в школе к завершению дошкольного возраста должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- Правильное произношение и различение звуков.
2.Грамотное изложение собственных мыслей.
3.Активное развитие и пополнение словарного запаса.
4.Умение различать смысловую нагрузку слов.
К сожалению, в настоящее время у большинства детей наблюдается недостаточная сформированность этих навыков, поэтому возникает масса проблем с обучением ребёнка чтению и письму в начальной школе. ОБРАТИТЕСЬ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ К ЛОГОПЕДУ ИЛИ К ЛОГОПЕДУ-ДЕФЕКТОЛОГУ.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК НАЧАЛ «ЗАПИНАТЬСЯ» В РЕЧИ, НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ОБРАТИТЕСЬ К НЕВРОЛОГУ.
ЕСЛИ ЖЕ РЕБЁНКУ ПОСТАВЛЕН ДИАГНОЗ «ЛОГОНЕВРОЗ» ИЛИ «ЗАИКАНИЕ», ТО ВАМ СЛЕДУЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ НЕХИТРЫЕ ПРАВИЛА:
- Не стоит за ребёнка договаривать слова или мысли, подождите, пока он сам всё скажет.
- Постарайтесь не прятать глаза, а сохранять визуальный контакт с ребёнком.
- Задайте тон в речи: говорите спокойно, плавно. Ребёнок будет стараться говорить также.
- Говорите со своим ребёнком, не отвлекаясь на другие дела.
- Создайте вокруг ребёнка спокойную, позитивную обстановку, исключите всякие психотравмирующие ситуации, длительный просмотр видео, и пр.
- Никогда не критикуйте и не наказывайте ребёнка за неправильную, невнятную речь.
- Если ребёнка интересует вопрос заикания, не бойтесь говорить об этом открыто.
- Выполняйте назначения врача и советы логопеда.
НУЖЕН ЛИ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ ЛОГОПЕД?
ДА, если:
- Ваш ребёнок неохотно разговаривает и больше молчит;
- неправильно произносит звуки в словах;
- имеет проблемы в понимании Вашей речи;
-искажает слоговую структуру слова (паровоз – павоз и др.);
- имеет низкий словарный запас;
- не может связно рассказать о чём-либо;
- у ребёнка присутствует назальный голосовой оттенок, регулярно повторяющиеся запинки в речи, или смазанная, нечёткая, непонятная для окружающих речь.
Если хотя бы один пункт присутствует, то есть повод для беспокойства и обращения за консультацией к логопеду. Не откладывайте решение проблемы в долгий ящик. Время может быть безвозвратно упущено!
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА….НА КУХНЕ
У Вас нет времени заниматься с ребёнком? Нужно готовить ужин? Тогда эти советы для Вас!
Вы готовите, а Ваш малыш играет рядом, точнее он «помогает». Развивая пальчики ребёнка, мы развиваем его речь.
- Игра «Золушка». Насыпьте в тарелочку горох и рис или фасоль и гречку, пусть малыш разберёт их на две кучки.
2.Если на листок картона намазать тонкий слой пластилина, то с помощью той же крупы ребёнок сможет выложить изображение какого-нибудь предмета. Получится аппликация из круп.
3.Разрешите Вашему ребёнку поиграть с сырыми макаронами. Они бывают разных форм и размеров. Из макарон можно выкладывать различные узоры или нанизать на ниточку, чтобы получились бусы для мамы.
Можно поиграть и в словесные игры.
- «Что нужно для борща?» Ребёнок называет все продукты, овощи. Что бы игра получилась весёлой, Вы можете называть те продукты, из которых борщ не варят.
- «Назови предметы мебели» (посуды, все фрукты, все мучные или молочные продукты).
- «Что для чего нужно?» Назначение разных кухонных принадлежностей.
- «Угадай, что это?» Называете признаки предмета (белое, холодное, сладкое – мороженое и т.д.)
Прикладывая свою фантазию, Вы сможете помочь своему ребёнку познавать мир и развивать речь.
Ошибки родителей при обучении детей чтению
Хотите научить своего ребёнка чтению? Тогда делайте это правильно! Не допускайте ошибок, последствия которых приходится с большим трудом исправлять.
Показывая букву, называем её как звук. Например, буква С, а не ЭС. Учим различать этот звук, находить его в словах, придумывать слова с этим звуком. ЭС – это уже 2 звука и при чтении слога СА, ребёнок прочтёт ЭСА. Избегайте «говорящей» азбуки. Её озвучивают непрофессионалы.
Учите плавному чтению, а не отдельными буквами (побуквенное чтение). Например, правильно тянем ССССААААА, а не С, А – СА. Сначала учим слоговому чтению, затем плавно переходим на чтение целыми словами.