патриотическое воспитание дошкольников

Проектная деятельность  по теме: «Родной свой край люби и знай»

12.11.2021

 

Руководитель проекта: Данильченко Нина Васильевна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад д. Большие Мотыкалы».

Актуальность:

На современном этапе одним из важнейших условий решения социальных, экономических и политических задач является упрочнение духовно-нравственных основ современного общества. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о патриотическом воспитании граждан нашей страны. Проблема патриотического воспитания является частью государственной политики Республики Беларусь, одной из приоритетных ее задач. Об этом свидетельствуют принятые документы, среди которых «Концепция патриотического воспитания граждан Республики Беларусь» (2002 г.).

В Концепции дошкольного образования, в Кодексе об образовании,

отмечается,  что одним из основополагающих принципов государственной политики в сфере образования является «обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия».

Дошкольное образование как первая образовательная ступень создаёт возможность становления и развития личности ребёнка, активного поиска нового содержания, путей, средств, форм и методов  развития дошкольников. Одной из основных задач  современного дошкольного  образования является патриотическое воспитание.

Учебной программой дошкольного образования предусматривается формирование представлений о Беларуси,  Президенте Республики Беларусь – Александре Григорьевиче Лукашенко,  столице  республики – Минск,  народных и государственных праздниках, о символах белорусского государства. О своей малой Родине:  название города, поселка,  их достопримечательностях. О людях, прославивших нашу Родину: просветителях, национальных героях, деятелях искусства, ученых, космонавтах, спортсменах.

Патриотическое воспитание  – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Любовь к Родине, привязанность к родной белоруской земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».  Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национальным культурным традициям.

 Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.  В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны:  наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период – представления, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям        

На практике процесс гражданского воспитания осуществляется эпизодически и не всегда целенаправленно. Основными причинами этого является отсутствие концептуальной, содержательной и технологической оснащённости процесса гражданского воспитания, недостаточный уровень подготовки педагогов к организации педагогического процесса в детском саду. Организация гражданского воспитания является актуальной проблемой современного дошкольного образования, где одним из новых подходов является  формирование у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.

Поэтому работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в учреждении дошкольного образования, в результате систематической, целенаправленной, воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Гражданское воспитание дошкольников - одно из направлений социально – личностного развития, является динамичным процессом не только приобщения человека к народной, национальной, правовой культуре, но и условием социального взросления ребёнка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности. Чрезвычайно важным  в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определённого содержания культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребёнком себя как социального субъекта. Таким образом, избранная тема проекта является актуальной, поскольку,  направлена на реализацию единой методической темы «Технология визуализации по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста при реализации учебной программы дошкольного образования»  и   будет реализован через  использование эффективных форм и методов формирования  патриотических отношений и чувств, направленных на приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям,  позволяющим  организовать целенаправленную работу с дошкольниками  по начальному воспитанию чувства гражданственности и патриотизма коллективом ГУО «Ясли - сад д. Большие Мотыкалы».

 

Тип проекта:

Творческий, фронтальный, долгосрочный

Участники проекта:

Дети, родители, представители социума, воспитатели групп.

Цель: повысить качество образовательного процесса учреждения дошкольного образования через обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста используя различные виды  детской деятельности.

Задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию народа.
  2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – Беларуси, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
  3. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику, результатом его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным и обрядовым праздникам.
  4. Формирование представления о Земле и о жизни на земле.
  5. Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защищать ее.

 

 

Гипотеза:

При условии комплексного подхода к  патриотическому воспитанию, предполагающего использование разнообразных форм работы с дошкольниками и их семьями, пронизывающего все виды деятельности дошкольников, осуществляемого в повседневной жизни и в специально организованной деятельности, будет способствовать  повышению сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат

Дети должны знать:

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о профессиях взрослых, о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания (область, район, деревня; предприятия  близлежащего города, родной деревни и их значимость; достопримечательности города; климатические условия; крупные города, а так же находить их на карте;
  • свою национальность, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Минск,  (знать достопримечательности столицы, показывать страну  на карте, знать флаг, герб, гимн Республики Беларусь)
  • представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (развить умение любоваться природой, бережно относиться к ней); природоохранные мероприятия;
  • название планеты, на которой мы живем;

 

Условия, необходимые для реализации

Научно-методические:

  • нормативные документы о дошкольном образовании;
  • теоретические материалы об истории и культуре Беларуси;
  • методический материал по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • конспекты проведения общественных и обрядовых праздников Беларуси;
  • наглядный и иллюстрированный материал;
  • современные методические пособия белорусских и российских авторов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста: Н.В. Алешина, Л.А. Кондрыкинская, Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр, Л.Е. Никонова, И.К. Гришкевич, Г.К. Фурс, М.В. Соловьева

Материально-технические

  • база ГУО «Ясли – сад д. Большие Мотыкалы»;
  • база ГУО «Мотыкальская детская школа искусств»;

Материальные

  • внебюджетные средства

Методы, приёмы, средства педагогической деятельности, направленной на достижение результатов

  1. Методы, повышающие познавательную активность:
  • метод сравнения;
  • элементарный анализ;
  • метод моделирования и конструирования;
  • метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать;
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование.
  1. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
  • игровые приёмы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание ребёнка разгадать секрет или просто порадоваться.
  1. Методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
  • приём предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве;
  • беседа – является связующим звеном.
  1. Методы коррекции и уточнения:
  • повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
  • метод обобщённого ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Формы работы с детьми:

  • тематические занятия;
  • встречи с интересными людьми;
  • выставки творческих работ;
  • виртуальные экскурсии;
  • театрализованная деятельность;
  • беседа;
  • игра;
  • тематические праздники для воспитанников детского сада.

 

В основу проектируемой деятельности положены следующие принципы:

  • гуманизации (обеспечивает формирование представлений о ценности человеческого труда);
  • гармонии трёх начал (единение физического, эмоционально-личностного и интеллектуального развития);
  • единства национального и общечеловеческого (широкое обращение к национальным традициям, фольклору, национальной и общечеловеческой культуре);
  • индивидуализации (учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников);
  • взаимодействия дошкольного учреждения семьи и социума;
  • развитие психики в деятельности и общении (грамотное руководство деятельностью ребёнка, создание благоприятных условий для деятельности ребёнка);

 

Основные направления реализации проекта

  1 .   Разработать минипроекты:

  • «Детский сад – моя семья» (семья, дом, детский сад);
  • «Мой родной край»;
  • «Республика Беларусь – родина моя»
  • «Земля – планета, на которой мы живем»

 

 

  1. Разработать и провести циклы занятий:
  • «Мой дом – моя семья»;
  • «Хорошо у нас в саду»;
  • «Улицы родной деревни»;
  • «Город Брест»;
  • «Моя Родина – Беларусь»;
  • «Минск– столица нашей республики»;
  • «Культура моей Беларуси» (обычай, традиции, народное творчество)
  • «Защитники Отечества»;
  • «Первомайский праздник»
  • «День Герба и Флага»;
  • «Мы – дети Земли»;
  • «Береги свою планету».

 

  1. Праздники в детском саду
  • «День защитников Отечества»;
  • «Масленица»;
  • «Встреча весны»;
  • «Мамин день»;
  • « 9 мая –  69 –летие Дня Победы»;

 

  1. Выставка детского и народного творчества (сотворчество детей и родителей, социума)
  • « Славься, край родной!»
  • « Село – глазами детей»

 

  1. Деятельность детской школы искусств
  • Оркестр народных инструментов;
  • Ознакомление с народным танцем «Лявониха»
  • Ознакомление с народными песнями.

 

6.Физкультура и здоровье

  • дни здоровья;
  • экологические походы;
  • спортивные эстафеты, праздники «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья».

.      

  1. Акции:
  • «Покормите птиц зимой»;
  • «Зеленый патруль»;
  • «Озеленение территории детского сада».

 

8.Оснащение предметно - развивающей среды групп детского сада:

  • изготовление атрибутов для игр: «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Пожарные», «Спасатели», «Инопланетяне», «Пешеходы и пассажиры» ит.д.;
  • пополнение патриотических уголков материалами;
  • оформление альбомов: «Достопримечательности нашей деревни», «Моя семья», Хорошо у нас в саду»
  • создание газет: «Моя спортивная семья», «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет».

 

  1. Работа с родителями:
  • ознакомление детей с семейными реликвиями;
  • анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?»;
  • посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов на выставки;
  • помощь в снятии видеофильмов;
  • «трудовой десант» (посадка деревьев, уборка мусора на участках и т. д.)
  • выставка плакатов-проектов: «Каким я хотел бы видеть нашу деревню»,

«Земля –  планета, на которой мы живем».

 

  1. Социальное развитие:
  • виртуальные встречи с почетными гражданами деревни;
  • виртуальные экскурсии;
  • посещение выставок;
  • пополнение литературой библиотек в группах;
  • создание видеотеки.

Этапы реализации проекта

1 этапподготовительный (декабрь-январь)

  • сбор информации из различных источников по теме;
  • анализ современных тенденций патриотического воспитания дошкольников;
  • изучение значимости нравственно-патриотического воспитания для развития личности ребёнка;
  • подбор диагностических материалов, изучение уровня представлений, умений и навыков дошкольников;
  • изучение уровня профессионализма, компетентности педагогов, творческой активности в реализации цели;
  • активизация педагогического коллектива;
  • анализ готовности методической службы к организации и сопровождению проекта;
  • изучение степени готовности родителей включиться в образовательный проект;
  • планирование проекта.

 

2 этапосновной  (практический) (февраль-май)

  • повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • систематизация знаний педагогов и родителей о понятиях и определениях патриотического воспитания;
  • пробуждение желания у взрослого и ребенка узнавать и открывать самого себя в процессе взаимодействия с искусством родного края, становление нравственно – патриотических чувств;
  • пробуждение интереса у детей к своим близким, к самому себе, поощрение инициативы детей и родителей рассказывать о семейных традициях, праздниках и событиях;
  • побуждение желания детей к приобретению представлений  об истории возникновения родной деревни, воспитание уважения к жителям деревни;
  • приобщение детей к истокам народной культуры, создание условий для пробуждения интереса к народным традициям.

 

3 этап – итоговый – (июнь)

  • создание условий для трансляции опыта  деятельности педагогического коллектива с целью повышения имиджа учреждения;
  • активизация педагогического коллектива в пропаганде патриотического воспитания дошкольников;
  • расширение представлений родителей о содержании патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении. Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях, согласовывая цели дошкольного учреждения  и семьи.

 

Ожидаемые  результаты

  1. Создание системы  работы по нравственно-патриотическому воспитанию  у детей дошкольного возраста через различные виды  детской деятельности.
  2. Создание методического и практического материала по мини - проектам Детский сад – моя семья» (семья, дом, детский сад); «Детский сад – моя семья» (семья, дом, детский сад); «Мой родной край»; «Республика Беларусь – родина моя», «Земля – планета, на которой мы живем»;
  3. Создание культурно – образовательной среды дошкольного учреждения, создающей оптимальные условия для становления у детей целостной «картины мира», пробуждения чувств патриотизма и основ гражданственности;
  4. Актуализация активной позиции родителей в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Перспектива.
  5. Продолжить внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию в течение 2022 – 2023 учебного года;
  6. Разработка плана мероприятий по расширению сотрудничества с социумом.
  7. Оформление проектной папки
  8. Творческое представление результатов реализации проектов на августовской конференции педагогов в 2022 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Название проекта

 

Руководитель проекта

«Родной свой край люби и знай»

 

Данильченко Нина Васильевна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад д. Большие Мотыкалы»

Возраст детей

 

Состав проектной группы

3-6 лет

МартынюкЛ.А.             Гольчук Е.В.

Ларионова Т.М.           Логвинова М.М.

Попова Л.Н.                 ХомичО.М.

Тип проекта

Заказчик проекта

 

Творческий, фронтальный, долгосрочный

 

ГУО «Ясли-сад д. Большие Мотыкалы»

Цель проекта

Задачи проекта

 

Повысить качество образовательного процесса учреждения дошкольного образования через обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста используя различные виды  детской деятельности.

1.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию народа.

2.Воспитание любви и уважения к своей Родине – Беларуси, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

3.Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику, результатом его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

4.Формирование представление о Земле и о жизни на  земле.

5.Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защищать ее.

Предполагаемый результат (выход)

1.      Продолжить внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию в течение 2022 – 2023 учебном году;

2.      Разработка плана мероприятий по расширению сотрудничества с социумом.

3.      Оформление проектной папки

4.      Творческое представление результатов реализации проектов на августовской конференции педагогов 2022 г.

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный (декабрь – январь)  Формулируется проблема, цель проекта.

2 этап: Основной (практический) (февраль – май)  Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта.

3 этап: Итоговый (июнь) Подводятся итоги. Оформляется проектная папка. Учреждение представляет свой проект в виде презентации.

 

свернуть

Далучэнне да роднай мовы

08.09.2021

 

Чалавечая мова – гэта, як вялiкi стары таямнiчы бор, поўны жыцця, поўны звонкiх спеваў, нязнаных вясёлых i страшных шэптаў, поўны радасцi і смутку.

Услухайцеся ў родную мову! I вы пачуеце словы моцныя i велiчныя, як дубы, што ўзносяцца ў неба, ёсць словы вясёлыя, як песня сонца, ёсць словы, якiя звоняць нiбы жураўлiкi ў небе, альбо скардзяцца, як енк.

Паглядзiце, як гэта цiкава: некаторыя словы самiм сваiм гучаннем як бы пераймаюцъ тое, што выказваюць, напрыклад: рык, гром, свiст, гук.

Раскрыць дзецям прыгажосць роднай мовы, паказаць яе мiлагучнасць - адзiн са шляхаў выхавання любвi да сваей Радзiмы.

Дык будзем з замiлаваннем услухоўвацца ў нашу мову, разам вучыцца мове, далучацца да невычэрпных крынiц беларускай лiтаратуры, мастацтва, гiсторыі роднага краю.

Неабходна старацца як найлепш карыстацца роднай мовай, з павагай адносiцца да яе, прывiваць любоў i пашану да мовы Бацькаўшчыны нашым дзецям.

Хацелася б, паважаныя бацькi, каб нашым дзецям прывiвалася пашана да роднай мовы як у садку, так i дома.

У кожнай беларускай сям’i павiнны быць часопiсы, кнiгi для дзяцей на роднай мове. Выхаванне дзяцей павiнна грунтавацца на роднай  гiсторыi, на родным фальклоры, на родных традыцыях.

Як мага больш чытайце дзецям апавяданняў, казкаў; вучыце вершы, прыказкi, пашырайце слоўнiкавы   запас.

У нас ёсць надзея, што з вашага боку мы сустрэнем аднадумцаў, падтрымку i дапамогу.

Не знiшчым мы, не страцiм, не загубiм

Сваiх лугоў, сваіх азёр, сваiх лясоў.

I родны край, i мову не разлюбiм.

У кожным сэрцы гэты дзеяслоў.

                                   В. Гардзей

свернуть